В кинопрокат вышел очередной фильм-биография под названием «Гений». Собравшись со своими коллегами по перу из клуба писателей, мы отправились на коллективный просмотр в киноцентр «Большой».

И вроде бы сначала, кажется, что экранизировали только биографию американского писателя Томаса Вулфа (Джуд Лоу), однако дальше понимаешь, не все тут так просто. А имею я в виду следующее, в фильме наравне с Вулфом фигурирует и его редактор  — Макс Перкинс (Колин Фёрт), который, можно сказать, явил миру таких писателей как Эрнест Хемингуэй и Скотт Фицджеральд, также упомянутые в данной работе. Их биографии настолько переплетаются, что становиться непонятно, кто же все-таки главный герой? Для себя я решил, что оба, на том и успокоился.

Итак, о чем же этот фильм? Безусловно, фильм о Гении, а если быть точнее, то о двух Гениях, которым суждено было встретиться, учитывая, что у одного из них был последний шанс в виде другого. Проще говоря, Макс Перкинс оставался последней надеждой для, еще неизвестного писателя, Томаса Вулфа. И если Перкинс был уже довольно таки известным редактором и издателем, то, скорее всего, ничего бы не потерял не встретившись с  мистером Вулфом. Что нельзя сказать о молодом авторе, нервном, возбужденном, неуравновешенном, но, безусловно, талантливом. Если создатели фильма стремились показать Томаса со стандартным набором определенных качеств, присущих неугомонным, в каком-то роде даже психически неуравновешенным, гениям, то им это удалось. Во всемирной истории было много таких неординарных творческих личностей.

А вот Макс был наоборот, умным и сдержанным, на лице всегда было спокойствие, его огромный опыт работы с писателями и их творчеством заметен в самом начале фильма. Эдакий Темный рыцарь, превращающий алмазный булыжник в виде рукописи в произведение ювелирного искусства в виде бестселлера. Я не случайно назвал его именно тёмным, а по причине его собственной фразы в фильме о том, что редактор всегда должен оставаться в тени. В этом он был, несомненно, прав и отлично понимал свою роль в творчестве и судьбе Томаса Вулфа. Именно Макс Перкинс разглядел незаурядный талант молодого Томаса, тогда как ни одно издательство не хотело иметь дело с ним.

Несомненно, Макс был очень талантливым редактором, в принципе, благодаря ему и получило статус бестселлера первое произведение Томаса. Герой Фёрта очень импонирует мне как зрителю, такие люди одним взглядом заставляют прислушиваться к ним и как минимум проявлять уважение. Во время просмотра этой картины, мне показалась одна немаловажная деталь, а именно, фильму дали название «Гений», подразумевая не конкретного человека, а как глобальное явление Гения, что я не мог не учитывать до финальных титров. Но это лишь по моему скромному мнению.

Фильм нам рассказывает о том, как порой отличается оригинальный текст автора от того, что мы покупаем в книжном магазине. Произведения Вулфа претерпели колоссальную редактуру со стороны Перкинса, вплоть до названия. И в первую очередь редактура сводилась к приличному сокращению объема написанного автором. Если первая рукопись выглядела в виде пачки бумаги толщиной около 15-20 сантиметров, то рукопись второго произведения помещалась в несколько ящиков. Они вдвоем работают днями и ночами, строчку за строчкой перечитывают и вырезают ненужное, оставляя только сухое повествование, всю «воду» безжалостно зачеркивая. Естественно не без резкого недовольства Томаса, он борется за каждый абзац, за каждую строчку. Как автора его можно понять, в эти строки он вложил слишком много, чтобы потом с такой легкостью от них избавляться. Но Макс безжалостен и непреклонен, и в итоге, получается передать всю суть в книге, без лишних ненужных описаний и речевых оборотов, что в конечном счете и нравится обычным читателям. Для меня именно эти моменты в фильме важны как начинающему писателю, для обычного же зрителя создатели фильма показали тем самым всю сложность творческого процесса, насколько это поглощает людей с головой, как они становятся заложниками собственного творения.

Первое произведение Томаса Вулфа становиться бестселлером, во многом благодаря Максу Перкинсу, как и второе собственно тоже. Но с первыми  лучами славы к автору приходит и звездная болезнь. На первом совместном ужине в ресторане, он превозносит себя до небывалых высот. Стоит отметить и его спутницу, которую превосходно сыграла Николь Кидман, она начинает ревновать Томаса к Максу и вообще оказывается довольно непростым персонажем, сначала покушаясь на свою жизнь, а затем уже и на жизнь Макс Перкинса. Позже, мисс Перкинсон объясняет тот факт крепкой дружбы тем, что Макс всегда хотел иметь сына, но надежды на это никакой не осталось. И ведь так и есть, Макс становиться для Томаса гораздо ближе, чем просто редактор.

Но чем дальше по лестнице славы взбирался Томас Вульф, тем меньше оставалось в нем человеческого. Он мог придти пьяным на ужин с Фицджеральдом и его больной супругой и нахамить ему прямо в лицо, упрекая его в бездарности и неспособности к писательству. И вышло так, что это была последняя капля в накале отношений между редактором и автором, ведь Макс более не мог терпеть такого поведения Томаса. Это и был конец их совместной работы. Думаю ни у кого не возникло сомнения, что, в конце концов, этим и должно было закончиться. Герои были слишком разные, насколько разными могут быть два человека. Показать это отлично удалось режиссеру, не только поведением и жизненными ценностями, но даже одеждой. А актеры, как мне кажется, сыграли просто великолепно. Хотя я и слышал упреки в адрес Джуда Лоу в том, что он переигрывает, но, по-моему, он сыграл отлично, ведь мы до конца не знаем поставленной перед ним задачи.

Но это еще не конец фильма. Спустя какое-то время у Томаса Вулфа обнаруживаются многочисленные опухоли мозга, и после потери сознания, он оказывается на больничной койке до конца своих недолгих дней. По случайности или нет, Томас оказывается в той же больнице, в которой провел свои последние дни его отец. В фильме Вулф однажды вспоминает своего отца, рассказывая Максу, о том, как он провожал на перроне будущего писателя, становясь все меньше и меньше с каждым оборотом колеса поезда. За те считанные дни, что оставались Томасу Вулфу, он все-таки смог прийти в сознание и тут же потребовал у медсестры карандаш, для того чтобы написать письмо не кому-нибудь, а Максу Перкинсу. Который тот в свою очередь получит письмо уже после смерти великого писателя. В этот драматичный момент, мы наблюдаем, как Макс, впервые за весь фильм, снимает с головы шляпу, как бы посмертно преклоняясь перед своим другом.

Фильм у создателей получился великолепный. Отлично передан был дух того времени, очень порадовала сцена с джазом и бурбоном, пожарной лестницей и крышей дома. Все это уносит зрителя во времена великих американских писателей, глотнуть того воздуха, которым дышали они. И если учесть, что у режиссера этого фильма, Майкла Грандаджа, дебют, то первый блин вышел совсем не комом. Хочу пожелать ему удачи в режиссерской деятельности и буду ждать от него, по крайней мере, картин не хуже чем дебютный «Гений».

Гений 2016

 Если Вам понравилась статья, поделитесь ей со своими друзьями: